Интервью Михаила Спорыхина с Леонидом Плетневым и Олегом Черновым о судействе в Pro-Am


СУДЕЙСТВО В Pro Am: пара или студент 

Pro-Am движение в России – явление молодое, на сегодняшний момент находится в стадии бурного роста по сравнению с другими странами, где этот формат соревнований имеет за плечами уже несколько десятилетий истории, устоявшиеся правила и стандарты. И участники Pro-Am движения, как и в любом другом процессе в период развития, сталкиваются с нюансами, которые требуют дополнительного обсуждения и помощи экспертов.

В прошедшем сезоне 2013-2014 гг. одной из наиболее рельефных и обсуждаемых стала проблема судейства в Pro-Am: каковы критерии оценки в паре, насколько статус тренера влияет на место в рейтинге, справедливы ли упреки студентов, адресованные как своим преподавателям, так и судейским бригадам; каким образом в паре делится ответственность тренера и студента, как решали эти вопросы в других странах, и можно ли адаптировать эти решения для российской арены.

Мы предлагаем Вашему вниманию мнения людей, сделавших Pro-Am частью своей профессиональной деятельности, с интересом перенимавших опыт зарубежных коллег, и которые, безусловно, всей душой болеют за дальнейшее развитие этого красивого танцевального соревнования в России.

Беседу вёл Михаил Спорыхин – директор по Pro-Am НАСКТ, Судья Всероссийской категории по спортивным танцам.

Михаил Спорыхин

- В Америке в какой-то момент была ситуация, когда судили пары, а не студентов, и это привело к тому, что сложилась когорта сильных тренеров, студенты которых постоянно выходили в финал и полуфинал,  другим участникам стало неинтересно продолжать соревнования, и количество пар в Scholarship резко сократилось. У преподавателей пропала мотивация, у студентов началась гонка за чемпионами, для бизнес-системы это тоже очень невыгодно. Сейчас там ситуация поменялась, и это обычная история, когда Дони Бернс или Пол Ричардсон занимают четвертое - пятое место в финале. Как можно было бы решить эту проблему в России? Часты ли случаи, когда студенты берут два-три занятия и выходят на паркет, уверенные в высоких оценках, потому что их партнер – чемпион?  

Леонид Плетнев
Лауреат Всесоюзных, Всероссийских и межднародных конкурсов, Почетный президент Международного Танцевального Союза (IDU), Председатель комитета спортивно-танцевальной деятельности РТС

- Система соревнований Pro-Ам изначально была и остается умной и грамотно приспособленной к особенностям этой танцевальной категории. Мой первый опыт работы и оценки Pro-Ам пришелся на конец 90-х годов прошлого века. Разбираясь с новой для себя системой,  я обращался с многочисленными вопросами к своим американским коллегам – организаторам этого движения в США. И пришел к выводу, что в турнирах Pro-Ам оценка производится по-разному: на начальных танцевальных уровнях, в турнирах по Single и Challenge (там, где исполняются ограниченные наборы фигур Sylabus), оцениваются только студенты(ки), а в Scholarship (где разрешена свободная хореография) оценивается пара в целом.

Данный подход обусловлен следующим. Уровень студентов делится на Bronze, Silver, Gold.  Участие в турнирах начинаются с этих низких и более простых для усвоения танцевальных уровней, в соревнованиях по отдельным танцам (Single) и по сочетаниям нескольких танцев (Challenge). На этих этапах исполнительское мастерство учителя и студента(ки) сильно отличаются, и о целостности пары речь в принципе еще не идет. Поэтому сравниваются уровни мастерства только студентов(ок) между собой.   Собственный исполнительский уровень партнера-учителя не влияет на оценку студента(ки) – ее успех зависит от ее собственного уровня танца.

Студенты(ки) самого высокого уровня Pro-Ам, при желании, выступают в соревнованиях Scholarship. Это соревнование лучших, вершина качества Pro-Ам. И, естественно, на этом самом высоком уровне уже невозможно отделять партнеров друг от друга. Их задача как раз и состоит в демонстрации парных качеств как единого целого, чем парный танец по сути своей и является – мужчина и женщина становятся ПАРОЙ. Им разрешена свободная хореография, как инструмент импровизации и свободы (обязательные и необходимые показатели высокого уровня). Поэтому и оцениваются пары в целом! Именно на этом уровне важным становится также и исполнительский уровень учителя-партнера. Поэтому здесь востребованы самые высококлассные конкурсные профессиональные танцоры-учителя. Их уникальный опыт и навыки, безусловно, помогают наилучшему представлению студента(ки) и украшают танец пары в целом. Роль партнера-мужчины в танцесложно переоценить, поэтому пары, где учителями и партнерами выступают лучшие профессиональные танцоры, выглядят и танцуют лучше других. Это вполне объективно.

Русским женщинам свойственен максимализм – «хочу всё и сейчас!», а значит поскорее в Scholarship. Часто и сами учителя поощряют эту гонку. Но нужно не забывать, что там вам придется соревноваться с действительно лучшими парами и по уровню мастерства, и по конкурсному опыту. Иметь успех там намного сложнее, и он является результатом многолетнего труда. Лучше расти постепенно, системно, получая подольше и побольше положительных эмоций от побед на начальных уровнях, в Single и Challenge соревнованиях. Откровенно слабую студентку сильный партнер украсит в танце, но все равно не вытянет рядом с откровенно более сильными. 

Олег Чернов
Член Президиума НАСКТ, Руководитель Танцевального центра «НИКА», Тренер по Европейской программе, Судья Всероссийской категории по спортивным танцам, Главный специалист Комитета по физической культуре и спорту ЮАО г. Москвы

- На мой взгляд, необходимо оценивать только студента, т.к. преподаватели не ставят перед собой цель соревноваться друг с другом, для этого существуют спортивные турниры! На турнирах пар Pro-Am соревнуются студенты, желающие понять насколько высок их личный уровень мастерства по сравнению с другими студентами. Проблема со "звёздными тренерами" существует и в России, мне кажется дело каждого руководителя клуба объяснить  студенткам, что тренера необходимо выбирать по тому, насколько комфортно с ним работать, как доступно он объясняет материал, ставит понятные задачи. А место, которое студент займет на турнире, зависит исключительно от его работоспособности, желания и самоотдачи! 

Денис Каспер
Директор танцевального клуба GallaDance Монарх Центр, Финалист Чемпионата России среди любителей, финалист Чемпионата России среди профессионалов, финалист Master-Gala среди профессионалов в Австрии г.Инсбрук, неоднократный участник телевизионного проекта «Танцы со Звездами»

 -  Я как опытный преподаватель и профессионал, все же считаю, что оценивать нужно танец  студентки, а не пару в целом. Я работаю в сфере Pro-Ам уже пять лет и имею достаточный опыт, чтобы так рассуждать.

Первое: каждая студентка, танцуя с опытным преподавателем, уже находится в выгодной ситуации. И танцуя в финале Scholarship, она благодаря хорошему ведению и благоприятным условиям, которые создает для нее ее преподаватель, уже демонстрирует хорошее взаимодействие в паре. Безусловно, судья оценивает гармонию пары в общем, но, сравнивая хороший танец пар в финале, в результате взвешивая все за и против, должен выбрать и оценить ту или иную студентку, учитывая ее личное качество, навыки, координацию, умение показать свою индивидуальность, артистизм и т.д. Опытный судья легко может это сравнить и увидеть.

 Второе: Если мы в результате придем к тому, что будем оценивать пару, а не студентку, зона ответственности за результат будет смещаться на преподавателя, а это приведет к тому, что развитие студентки и ее личное стремление к качеству исполнения и к результату будет не на должном уровне. Ответственность за результат должен фокусироваться только на студенте. А опытный танцор-преподаватель своим вниманием, заботой и танцем являет огромное дополнение и толчок к этим достижениям. 

М.С.: Профессионал с опытом обладает навыками, позволяющими преподнести ученицу в более выгодном свете. Как часто он оказывается в то же время заложником ситуации и неоправданно высоких обязательств, возложенных на него студенткой, а зачастую и ответственным за проигрыш в ее глазах?

Л.П.: Конечно, профессионал оказывается заложником, если студентка именно с этим связывает причину успеха (или неуспеха) своей пары. Но нужно не забывать, что классный профессиональный партнер – это еще (правда, не всегда!) и более высококлассный учитель. Он и учит студента(ку) на уроке и преподносит его(ее) на конкурсе лучше других. Поэтому часто бывает, что встав в пару с классным партнером, студентка (а, точнее, пара в целом) сразу выглядит лучше, и эта пара имеет больший успех.

Здесь стоит коснуться темы преподавания в Pro-Ам. Эта тема особая. Именно в построении учебного процесса кроется причина многих проблем. Молодые профессиональные танцоры (а тем более танцоры-любители, работающие в Pro-Ам учителями) зачастую обладают далеко не достаточными знаниями, навыками и опытом для преподавания танцев, тем более взрослым людям. А русский Pro-Ам особенный: в нем по-танцевальному реализуются уже состоявшиеся, достигшие успехов в жизни и в бизнесе студенты(ки), привыкшие получать все на самом высоком уровне. А его, уровня, молодым учителям как раз и не хватает. Молодым учителям нужно учиться правильно учить. Серьезные сетевые студии постоянно и системно повышают квалификацию своих профессиональных сотрудников, приглашая с лекциями ведущих мировых и отечественных консультантов, а “вольным стрелкам” необходимо организовывать это самим, не жалея части заработанных учительством средств на собственное образование.

О.Ч.: Да, задача профессионала не из лёгких.  Сильно срабатывает поведенческий стереотип: ты мужчина, профессионал, я женщина, от меня мало что зависит, проиграл - ты!  Тренер-профессионал (если он таковым является на самом деле) помимо тренерских обязанностей, должен обладать навыками психолога. Умение настраивать партнёршу на турнир, на работу, на результат, это также важно, как и  поддерживать её во время турнира и объяснять ошибки и неудачи после. А главное - показывать пути устранения недостатков, пути решения проблем. Когда студентка с тренером на одной волне, проблем удаётся избежать.

М.С.: Где заканчивается профессионализм преподавателя с его умением преподнести студентку в лучшем свете и начинаются собственные усилия и замотивированность студента на результат? И какие личные качества и характеристики принимаются во внимание при оценке студентки вне зависимости от личности ее партнера.

Л.П.: Собственные усилия студента(ки) должны присутствовать всегда и воспитываться с первых уроков. При правильно организованном учителем учебном процессе вырабатываются правильное понимание и ответственность студента за свой результат. Замотивированность на результат – это и зло и благо, палка о двух концах. С одной стороны, заниматься танцами имеет смысл и нужно ради удовольствия, а выступать на конкурсах приходится за результат. Здесь важно, что сам студент(ка) считает хорошим результатом. Можно занять не первое место, но получить огромное удовольствие от танца, а можно выиграть и не получить его вовсе. Всегда лучше концентрироваться на удовольствии. При его очевидности и результат в турнире всегда будет выше.

О.Ч.: Собственные усилия проявляются в тот момент, когда студентка точно понимает, что оценивают конкретно её! Она становится не придатком пары, а полноправным партнёром, желающим добиться результата, когда она, вне зависимости от партнёра, демонстрирует своё личное качество танцевания, подчёркивает индивидуальность партнёра, создаёт гармонию движений, и это то, что на самом деле оценивают судьи - индивидуальность танца.

М.С.: Среди участников движения Pro-Am бытует мнение, что судьи ставят высокие оценки паре, в которой более признанный и опытный преподаватель, так как судьи, которых приглашают организаторы конкурсов,  не всегда понимают нюансы и специфику движения Pro-Ам и оценивают пару, а не ученика. Актуальна ли проблема отсутствия четкого алгоритма судейства в конкурсах Pro-Ам? Как ее можно было бы решить?

Л.П.: Если все участвующие в конкурсном процессе будут знать свои полномочия, права и обязанности и качественно выполнять их, то и мнения будут бытовать положительные. Где-то нужно оценивать только студентов(ок), где-то пару в целом. Решить это можно образованием судей. В РТС мы это делаем на Конгрессах. В реальных сегодняшних условиях по крайней мере Главный судья турнира должен проводить краткий инструктаж экспертов перед работой.  Всем организаторам процесса Pro-Ам нужно договориться и принять единые правила оценки,  потому что зачастую для неискушенного в судействе Pro-Ам эксперта чье-либо авторитетное, но  очень личное мнение может стать неверным руководством к подходу в оценке.

О.Ч.: Безусловно, специфика работы судей на турнирах Pro-Am важна и актуальна. На мой взгляд, единственный и действительно действенный выход из положения - чёткая работа главного судьи соревнований или наблюдателя. От того, как будет проведена беседа с судейской бригадой, зависит качество результата на таких соревнованиях.

М.С.: Бытует еще одно мнение, что принцип судейства отдельно студента не работает при оценке Scholarship. Насколько это мнение оправдано? Также и в стандарте - дама может быть оценена только с позиции того, как ее партнер научил и как ведет. Так ли это?

Л.П.: Об этом мнении, а точнее принципе оценки, я тоже рассказал ранее. Это справедливо именно при оценке Scholarship. По моему мнению, в Scholarship нужно оценивать пару в целом. А вот со стандартной программой танцев все намного сложнее. Она, исполняемая в контактной сомкнутой позиции, и являет собой ПАРНУЮ суть ПАРНОГО танца. Пара должна создавать эффект полного единения, стремиться к этому как к цели. А главная задача партнера, при этом, показывать свою даму. И чем лучше он это делает, тем лучше для дамы. Это очевидно. Поэтому действительно непросто выделить в ней одного из партнеров для оценки. Но именно это и является особенностью Pro-Ам на начальных этапах, и сделано это, как я уже писал ранее, специально с учетом специфики категории, где уровень учителя-танцора и студент(ки)-танцора могут сильно отличаться. В этом состоит определенная сложность для судей, особенно редко судящих это направление. Еще важно отметить, что у многих студентов(ок), давно и серьезно занимающихся танцами под руководством лучших учителей-исполнителей и выступающих в Scholarship, уровень мастерства поднимается практически до профессионального. В США известно немало случаев (а уже есть и у нас), когда лучшие студенты(ки) Pro-Ам затем начинают выступать в категории Профессионалы.

О.Ч.: Возможно, в Scholarship задачи стоят сложнее, однако в том же стандарте: одно дело партнёру научить даму двигаться правильно, другое дело отразить грамотно действия партнёра, принимать активное участие в движении пары, заполнять музыку свои телом, опять же от партнёра, создавать шарм и индивидуальность пары - дело самой партнёрши. И это и будет являться её оценкой. Работая с парами высокого уровня, могу смело заявить: без огромной и кропотливой работы партнёрши пара никогда не будет двигаться правильно.

М.С.: Мы благодарим  всех участников обсуждения данной темы. Но еще раз просим обратить внимание, что Президиумом Национальной Ассоциации танцевальных клубов, школ и студий танца утверждены Правила проведения конкурсов среди пар Pro Am, проходящих под эгидой НАСКТ. Пункт 4.2.11 Правил гласит: «Судья во всех видах конкурсов Про Ам (Single Dance, Multi Dance, Scholarship, Show) должен оценивать студента и сравнивать его с другими студентами конкурса. В конкурсах Ам Ам сравниваются пары».

Организаторы конкурсов при поддержке НАСКТ выполняют данное правило, и Главный судья и Наблюдатель от НАСКТ проводят инструктаж среди судей по правилам оценки студентов на конкурсе.

 


Entry for members

Actually

The difference between Pro Am contests by invitation and open contests
18/03/2011

Dear colleagues!

At the previous NASKT round-table meeting, the members of the Association noticed that a great number of contest sponsors and participants understood the status of Pro Am contests by invitation, internal and open contests in a different way. 

The Client Servicing Standards for dance clubs have been developed by NASKT.

Dear colleagues! Members of NASKT!

For your kind attention, here are the Client Servicing Standards recommended to the dance member clubs in the Association.

We consider such approach to client servicing to be the most effective and feasible.